Как избежать самое популярное падение - хайсайд

Пост обновлен 26 апр. 2018 г.



Что же, уверенно мы движемся по направлению к весне и очередному увлекательному мото сезону. Первый выезд в новом сезоне для каждого мотоциклиста является праздником, а предшествующая этому событию суета по подготовке мотоцикла радует ничуть не меньше. Я, пожалуй, начну с публикации интересных фактов, основанных на собственном опыте. И особенно после посещения известных мотоциклетных брендов в Америке.

Начнем по порядку, одна из задач грядущих мото покатушек – минимизировать риски. Во время подготовки молодых мотоциклистов в нашей мотошколе в Калининграде я им активно рассказываю что же такое хайсайд и как его избежать! 

Хайсайд - распространенное падение у мотоциклистов, я бы сказал даже катапульта. Каждый из мотоциклистов знает, что это такое либо по роликам из ютуба, либо на собственном опыте. Последствия здесь могут быть самые разные, начиная от разбитого пластика (а в последующем и разбитого сердца) до получения травм.


Переживать раньше времени не стоит, хайсайд, все-таки, любимое занятие мото спортсменов. Либо же для тех, кто любит погонять в городской среде. Так или иначе, разбираем процесс, как и почему это происходит:

1. Рассмотрим вариант, когда райдер активно проходит повороты, закладывая с коленочкой (что не рекомендуется в городской среде). Бывает, что при таком критичном угле наклона небольшой площади резины, которая работает с поверхностью, недостаточно, в этом случае мотоцикл соскользнет. Падение будет на ту сторону, в которую и закладывает райдер. Это тоже довольно распространенное падение – лоусайд.

2. Еще один очень важный момент. Находясь в экстремальном угле наклона ни в коем случае нельзя резко открывать газ, особенно, если мы закладываем на спортбайке. Такое действие приведет заднее колесо в занос. И если у вас нет опыта контролируемого дрифта, то последствия могут быть весьма хреновые. Вот что происходит с точки зрения физики. В момент наклона сила сцепления заднего колеса значительно меньше виду самого наклона, а значит, имеет и меньшую площадь контакта резины с асфальтом. Силы сцепления заднего колеса оказалась явно меньше силы тяги. На этом стыке и рождается любимый занос.

3. Занос заднего колеса вводит райдера в легкое заблуждение. Первое, что приходит в голову, да ну его нафиг, пора газ закрывать. Вот тут то и происходит кульминация. Райдером закрывается газ и еще бонусом он (или она) поворачивает руль в противоположную заносу сторону.

4. Вот и финал. В результате заноса мотоцикл уводит в горизонтальное положение, где райдер принимает решение сбросить газ (ну он это не специально), сцепление заднего колеса с асфальтом восстанавливается, что приводит к резкой потере скорости. Пилот катапультируется и получает очередной бесценный урок от мотоцикла под названием хайсайд (highside – высокая сторона). Такое название сформировалось, потому что райдер вылетает из седла действительно высоко. Есть еще один маленький нюанс, на многих мотоциклах подвеска настроена соответствующим образом, что на ходе отбоя выстреливает как надо, помогая райдеру взять новую высоту. В этом случае не отправиться в космос практически нереально.

На моей памяти я ловил хайсайды раз в две недели, и это не было чем-то удивительным. Возникало это тогда, когда я оттачивал контролируемый дрифт. Что-то шло не по плану и приходилось еще оттачивать и безопасный полет. Весь риск заключается в том, что при хайсайде ты вылетаешь вперед, а мотоцикл кувыркается позади тебя. Нужно вылететь так, чтобы мотоцикл тебя не догнал. Либо при падении сразу же группироваться от обиженного мотоцикла, требующего обнимашек в данный момент. Падения случались в основном из-за неправильной работы газом. Про контролируемый занос поговорим чуть позже. И так, что же нужно делать, чтобы обезопасить себя от непредвиденных полетов:

1) Стремимся к тому, что предотвратить хайсайд еще на момент его потенциального возникновения. Занос может произойти не только на мощном спортбайке. Оцениваем качество и состояние резины, качество и состояние асфальта, угол наклона при прохождении поворотов, помним, мы не на треке.

2) Опять же, газ резко в наклоне не открываем, если мы на сто процентов не чувствуем себя уверенными.

3) Если же и произошел занос, я рекомендую не идти на поводу своих инстинктов по самосохранению, нельзя закрывать резко газ. Согласен, это требует опыта и тренировок. Вот вам одно из преимуществ обучения стантрайдингу в интересах безопасной езды.

На фото, можно сказать, я активно борюсь с хайсайдом, работая газом, телом и рулем – как мы все знаем, называется это дрифт (контролируемый занос). Обратите внимание, мотоцикл находится в низком угле, и руль удерживается в противоположном повороту положении. На фото в комментариях пару фото - секунда после хайсайда.

Делитесь своим опытом, наблюдениями и вопросами. Всем безопасной и яркой езды! До встречи на тренировках в мотошколе!

© 2018 «Школа безопасного вождения мотоцикла Дениса Грачёва».